Л.П. Крысин

Социальный аспект владения языком

  1. Понятие “владение языком” в современной лингвистике
  2. Уровни владения языком
  3. Речевое общение и социальные роли коммуникантов

Социальные ограничения в семантике и в употреблении языковых единиц

  1. Предварительные замечания
  2. Социальные компоненты в семантике языковых единиц

Примечания

1. Предварительные замечания

В лингвистике издавна — по видимому, с работ Ф. де Соссюра — установилось представление о социальных факторах как о внешних условиях существования и развития языка.

В действительности социальное проявляется в отношении языка исключительно разнообразно, начиная с социальной диффе­ренциации языка и социальной обусловленности его развития и кончая социаль­ными по своей природе ограничениями, накладываемыми на семан­тику языковых единиц и на их употребление.

В данной главе рассматриваются некоторые факты современ­ного русского языка, анализ которых позволяет, как кажется, сделать определенные утверждения относительно влияния соци­альных факторов на содержательную сторону слова , о необходимости при лингвистическом описании семантических и сочетаемостных его свойств учитывать явления, кажущиеся внешними и не затрагивающими механизмов использования языка.

Заметим, что в современной лингвистике существуют разнообразные и эффективные средства описания смысловых и грамматических свойств языковых единиц. Одно из них — семантические языки, во множестве создаваемые в последние десятилетия представите­лями тех лингвистических направлений, которые принимают в качестве основной задачи лингвистики задачу моделирования языкового поведения человека. В рамках осуществления этой задачи описание смысла слов и правил их сочетания друг с другом в составе предложения является важнейшим компонентом лингви­стических моделей. Коснемся одного част­ного, но важного для дальнейшего изложения вопроса — вопроса о структуре лексического значения и, соответственно, структуре отражающего это значение толкования.

Как известно, в современной семантике весьма популярна идея о структурированности лексического значения, о его иерархиче­ской организации. В значении лексических единиц в принципе воз­можно выделение нескольких частей: ассертивной (утвердитель­ной), составляющей как бы смысловой центр слова, пресуппозиционной, содержащей различные подразумеваемые смысловые компо­ненты и условия правильного употребления слова, и модальной рамки, которая передает оценку обозначаемого факта говорящими (см. работы Ч.Филлмора, Ю. Д. Апресяна, А. Вежбицкой и др.; иногда модальная рамка понимается более широко: она включает и оценки, и пресуппозиции.

Априори очевидно, что социальное в слове может быть глав­ным образом в пресуппозиционной части его лексического значе­ния10: поскольку здесь помещаются разнообразные условия пра­вильного осмысления и употребления слова, естественно предполо­жить, что среди таких условий есть и социальные. Социальными по своему характеру могут быть и оценки, содержащиеся в мо­дальной рамке лексического значения или в модальных операто­рах, имеющихся в предложении. <…>
ДРУГИЕ СТАТЬИ
Hosted by uCoz