Л.П. Крысин
Социальный аспект владения языком
Социальные ограничения в семантике и в употреблении языковых единиц
1. Предварительные замечания
В лингвистике издавна — по видимому, с работ Ф. де Соссюра — установилось представление о социальных факторах как о внешних условиях существования и развития языка.
В действительности социальное проявляется в отношении языка исключительно разнообразно, начиная с социальной дифференциации языка и социальной обусловленности его развития и кончая социальными по своей природе ограничениями, накладываемыми на семантику языковых единиц и на их употребление.
В данной главе рассматриваются некоторые факты современного русского языка, анализ которых позволяет, как кажется, сделать определенные утверждения относительно влияния социальных факторов на содержательную сторону слова , о необходимости при лингвистическом описании семантических и сочетаемостных его свойств учитывать явления, кажущиеся внешними и не затрагивающими механизмов использования языка.
Заметим, что в современной лингвистике существуют разнообразные и эффективные средства описания смысловых и грамматических свойств языковых единиц. Одно из них — семантические языки, во множестве создаваемые в последние десятилетия представителями тех лингвистических направлений, которые принимают в качестве основной задачи лингвистики задачу моделирования языкового поведения человека. В рамках осуществления этой задачи описание смысла слов и правил их сочетания друг с другом в составе предложения является важнейшим компонентом лингвистических моделей. Коснемся одного частного, но важного для дальнейшего изложения вопроса — вопроса о структуре лексического значения и, соответственно, структуре отражающего это значение толкования.
Как известно, в современной семантике весьма популярна идея о структурированности лексического значения, о его иерархической организации. В значении лексических единиц в принципе возможно выделение нескольких частей: ассертивной (утвердительной), составляющей как бы смысловой центр слова, пресуппозиционной, содержащей различные подразумеваемые смысловые компоненты и условия правильного употребления слова, и модальной рамки, которая передает оценку обозначаемого факта говорящими (см. работы Ч.Филлмора, Ю. Д. Апресяна, А. Вежбицкой и др.; иногда модальная рамка понимается более широко: она включает и оценки, и пресуппозиции.